Периоды расцвета и упадка Константинополя

Иконоборчество

Немало было желающих захватить богатый процветающий Константинополь. В 666-950 г.г. город неоднократно осаждался то русами, то арабами. Но и во внутренней жизни Византийской империи не все было спокойно.

В первой половине VIII в., когда страной правил император Лев III Исавр, начался период иконоборчества, длившийся около 100 лет. Представители этого религиозно-политического движения почитание икон считали идолопоклонством, нарушением второй заповеди Моисея: «Не сотвори себе кумира». В 730 г. Лев III Исавр ввел запрет на почитание икон, а в 754 г. состоялся Иконоборческий собор, официально признавший иконоборчество. В результате в храмах Византии было уничтожено огромное количество икон, фресок, мозаик, статуй, алтарей, которые, несомненно, представляли бы для последующих поколений огромную историческую и культурную ценность.

Лишь в 842 г. был проведен Константинопольский собор, провозгласивший необходимость почитания икон и предавший анафеме иконоборчество.

Расцвет культуры

В IX-XI в.в. Византией правила Македонская династия. В этот период империя достигла своего величайшего расцвета. Были одержаны крупные военные победы над болгарами и арабами и расширены государственные границы.

Годы правления Македонской династии ознаменовались расцветом грекоязычной культуры. Еще в V в. Феодосий II организовал в Константинополе Магнаурскую школу, в которой молодые люди изучали медицину, философию, риторику и право. В середине IX в. Варда, исполнявший обязанности регента при малолетнем Михаиле III, на базе Магнаурской школы основал Константинопольский университет, один из первых в Европе.

В IX-XI в.в. развивались живопись и литература, посвященные церковной тематике. В тот период были созданы великолепные иконы, фрески, изучались жития святых. Среди других народов, преимущественно славянских, активно велась миссионерская деятельность. Примером тому могут служить братья Кирилл и Мефодий, проповедовавшие христианство и создавшие славянскую азбуку и церковнославянский язык.

Великий раскол

За несколько столетий между западной и восточной ветвями христианской церкви накопилось немало противоречий, которые касались догматов, обрядов, этики, имущества, языков, на которых велись богослужения. Кроме того, папа римский и константинопольский патриарх оспаривали друг у друга первенство в христианском мире.

В 1054 г. в Константинополь прибыли легаты папы римского Льва IX. Делегацию возглавлял кардинал Гумберт. Целью визита было разрешение конфликта, связанного с закрытием латинских церквей в Константинополе в 1053 г., сопровождавшимся оскорбительными действиями сакеллария патриарха Михаила Керулария. Стороны не смогли договориться, и 16 июля 1054 г. во время службы в соборе Святой Софии кардинал Гумберт объявил об отлучении Керулария от церкви. В ответ 20 июля патриарх Константинополя предал папских легатов анафеме. Так произошел церковный раскол.

Будем рады ответить на Ваши дополнительные вопросы - воспользуйтесь формой запроса или звоните:
(495) 730-13-30 или 912-80-20.
Мы работаем с 09:00 до 20:30 в будние дни и с 11:30 до 15:30 по субботам.

Дополнительная информация:

Отзывы наших клиентов


Яндекс цитирования