Что изменилось в образовании за последние годы?
За последние 2-3 десятилетия система высшего образвания претерпела существенные, если не кардинальные изменения. И дело не только в изучаемых предметах. Разумеется, исчезкли кафедры научного коммунизма, а появились кафедры и факультеты существевование которых в принципе было невозможным в ССРР, и если некоторые новые дициплины хотя бы теоретически могли существовать, пусть и в несколько иной форме, напримео, изучение международного и внутреннего туризма в вузах Москвы и других городах РФ, то изучение искусственного интеллекта было просто немыслимо.
Но при этом возникло понимание огромной разницы между знаниями, которые получает выпускник школы и требованиями ВУЗов, предъявляемые к этим знаниям. Российский математик, педагог Л. Д. Кудрявцев составил ряд замечаний, о которых расскажем ниже.
Замечания к системе образования
1. Студенты первых курсов не способны разграничивать уже имеющиеся знания от тех областей, в которых знаний еще не достаточно.
2. Смысловое содержание речи первокурсников, зачастую не связано и не последовательно, им трудно выявить различие между четкостью мысли и казуистикой, между единственно важным и лишним.
3. Редко видят разницу между существенным и второстепенным.
4. Отсутствуют умения поддерживать разговор, в котором необходимо ответить на заданные вопросы или отстоять свою позицию.
В результате методической работы, с целью ликвидации упомянутых пробелов в знаниях, механико-математический факультет МГУ им. Ломоносова основал для ряда школ города Москвы специальные классы. Математические специальности (математику, физику и информатику) в данных классах проходят совместно с преподавателями МГУ, другие же предметы преподают самые грамотные и успешные педагоги Москвы. Именно взращивание модели математического поведения учеников стало вопросом создания данных классов. С этой целью, особое внимание при обучении уделяется не только широкому применению различных средств, приемов, этапов в решении различного рода задач, а, в первую очередь, комплексной подготовке учеников, используя целенаправленный процесс формирования системно-деятельностного подхода к решению выбранных педагогом разноплановых задач. Важным является донести до школьников понимание того, как следует заниматься, как выстроить систему, осознание важности и усвоенного материала, его объемов, умение спрашивать и отвечать.
В нашей публикации мы хотим обратить внимание на некоторые популярные вопросы и задачи, встающие перед факультетом механики и математики, которые являются не менее наглядны и для других школ, сотрудничающих с ВУЗами.
Необходимо учесть следующие факторы:
1. Поступающим в профильные классы. В математические классы зачисляются дети, имеющие предрасположенности к изучению основ профильного предмета за непродолжительный период времени, при этом, предварительное посещение специализированных математических классов не является обязательным условием. Уровень базовых знаний не должен быть слишком высок. При поступлении ученикам предлагаются задания, ориентированные, в первую очередь, на сообразительность и логику, а не на большой объем знаний, что говорит о высоком уровне мотивации и раскрытии талантливых детей.
2. Таким образом, зачисленные ученики имеют различный уровень базовых знаний и, первоначально происходит диагностика изученного материала с его повторением. В результате этого, дети "выравниваются" и различия между "сильными" и "слабыми" стираются. К тому же, задания, которые используются, отнюдь не просты: к первому дню занятий школьников ожидают задачи с параметрами. Вероятно, для большинства учеников данный вид задачи окажется новым, как и её решение. Следовательно, учащимся, легко справившимся с данным видом задач, педагог даёт дополнительные задания, сопровождая необходимыми и важными рекомендациями, а ученики "послабее" приобретают новые для себя навыки и, со временем, догоняют одноклассников.
3. В настоящее время пересматривается система выставления оценок по профильным дисциплинам, как того требуют условия специализированного обучения.
4. Анализируются современные технологии и приемы образовательного процесса. Приоритетным способом обучения является возможность дать ученику самостоятельно выбирать необходимый вариант решения, не навязывая педагогом "единственно верного". А также уметь обосновать этот выбор, доказать необходимость именно такого процесса решения или же, наоборот, не бояться изменить свой выбор, если, в процессе обсуждения, он окажется не верным.
В настоящее время используется подача математического материала с помощью презентаций, которые позволяют удержать внимание и сконцентрироваться на главном: ученикам даётся задача с неверным решением или неточностями. Выполняя подобные задания, дети приходят к выводу о необходимости перепроверять любые решения, делать самостоятельные выводы, настаивать на своей позиции.