Остров музеев в Берлине
Прогуливаясь по бульвару Унтер-ден-Линден в сторону Шпрее, можно попасть на Остров музеев. Так называют северную часть острова Шпрееинзель, которая соединяется с обоими берегами реки благодаря мосту Монбижу. Здесь располагается сразу пять музеев, которые в 1999 году ЮНЕСКО включило в список объектов Всемирного культурного наследия.
История музейного острова
В 1830 году по указанию прусского короля Фридриха Вильгельма III был построен так называемый Старый музей. В течение следующих 100 лет рядом появились здания Нового музея, Старой Национальной галереи, музея кайзера Фридриха, позднее переименованного в музей имени Боде, и Пергамского музея. Планировалось возведение и других музейных зданий, но по разным причинам эти проекты так и не были реализованы.
Музеи на острове сильно пострадали во время Второй мировой войны от авиационных бомбежек. Многие экспонаты попали в руки союзников. Оставшиеся картины и документы сохранялись в бомбоубежищах, которые были частично затоплены. Только в 1957-1958 г.г. США передали свои трофеи правительству Западной Германии, а СССР – властям ГДР.
Масштабные работы по воссозданию Музейного острова начались лишь в конце 1990-х годов, через несколько лет после объединения Германии. Завершение всех запланированных работ намечено на 2028 год. Реставрация Острова музеев оценивается в 351 миллионов евро.
Старый музей
Здание Старого музея возводилось в 1823-1830 г.г. в неоклассическом стиле по проекту архитектора Карла Фридриха Шинкеля. Образцом для постройки стала афинская стоя. В 1830 году Королевский музей, как он тогда назывался, открыл свои двери для широкой публики. Старым он стал именоваться, когда рядом появились новые музеи.
Первоначально в музее была выставлена художественная коллекция королей Пруссии. Жители Берлина могли полюбоваться античными статуями и древнеегипетскими реликвиями. В их число входил и знаменитый бюст Нефертити. В течение XIX-XX в.в. в музей передавались документы и материалы, которые привозили из экспедиций немецкие археологи.
В здании, напоминающем каримский храм, которое было построено под руководством Генриха Штрака в 1869-1876 годах, содержится огромная и необыкновенно ценная с художественной точки зрения коллекция произведений немецкой и европейской живописи XVIII-XIX веков. Выставленные здесь картины таких художников, как Менцель и Блехен, и скульптуры, например, Шадова прекрасно передают дух Прусской Империи.
Как и множество других исторических зданий Старая национальная галерея сильно пострадала в ходе Второй Мировой войны. К тому же большая часть бесценных творений была уничтожена или продана нацистами за бесценок, - к произведениям искусства, которые не соответствовали художественным критериям Третьего Рейха фашисты были безжалостны!
Сегодня в Старом музее демонстрируются древнегреческие скульптуры, золотые и серебряные украшения, оружие, принадлежащие к периоду с III тыс. до н.э. до I в.н.э.
Новый музей
Здание Нового музея в классическом стиле строил Фридрих Август Штюлер в 1843-1855 г.г. Кайзером Фридрихом Вильгельмом IV была спроектирована галерея для променада. В 1857 году музей был открыт для публики. Изначально в нем располагались гипсовые слепки с известных статуй, предназначенные давать представление о том, как развивалась история искусств.
Здание Нового музея наиболее сильно пострадало во время Второй мировой войны. Работы по его восстановлению длились с 1986 по 2009 год. Сегодня здесь размещаются коллекции Музея доисторического периода и ранней истории, Египетского музея и собрания папирусов.
Старая Национальная галерея
Здание Старой Национальной галереи напоминает римский храм с апсидой. Автором проекта стал Фридрих Август Штюлер, использовавший эскиз Фридриха Вильгельма IV. Строительством музея в 1869-1876 г.г. руководил Генрих Штрак. В Старой Национальной галерее демонстрировалась коллекция банкира Иоганна Генриха Вагенера, в которую входили 262 картины.
Галерея сильно пострадала от авиационных бомбежек, но уже в 1949 году частично возобновила работу. Ее полная реставрация завершилась в 2001 году. Сегодня здесь выставлены живописные полотна и скульптуры XIX века, выполненные в стилях классицизма, романтизма. Также в Старой Национальной галерее демонстрируются работы французских импрессионистов и представителей модернизма.
Музей Боде
Автором проекта Музея кайзера Фридриха стал Арнольд Вильгельм фон Боде. Строительными работами в 1897-1904 г.г. руководил Эрнст Эберхард фон Ине. Здание выполнено в стиле необарокко и расположено на оконечности острова, форма которого напоминает треугольник.
Музей кайзера Фридриха также сильно пострадал во время Второй мировой войны. В память об авторе проекта и первом директоре в 1956 году он получил имя Боде. Реставрация музея длилась до 2006 года.
Сегодня здесь выставлена коллекция скульптур, охватывающая позднеантичный и средневековый периоды, а также XVIII век. Желающие могут познакомиться с византийскими предметами быта и произведениями искусства. В Монетном кабинете демонстрируется крупнейшая нумизматическая коллекция.
Пергамский музей
Гордостью Берлина является Пергамский музей, бьющий все рекорды популярности. Пергамский музей, названный в честь античного города, своим существованием обязан Вильгельму фон Боде – историку искусства, директору берлинских музеев. Именно он в начале 1920-х годов стал инициатором строительства новой площадки на Острове Музеев, где можно было бы разместить необычные находки немецких археологов.
Здание музея было построено в 1910-1930 годах по проекту Людвига Хофмана и Альфреда Месселя в первую очередь для обнаруженного немецким археологом Карлом Хуманном алтаря Зевса, а также для собрания поздней античной живописи и скульптуры.
Большой Пергамский алтарь - самый знаменитый экспонат в музее. Согласно наиболее распространенной версии он был построен около 165 года до н.э. царем Эвменом II как воздаяние за военную победу над галатами.
Алтарь Зевса был найден Карлом Хуманном в 1878 году во время раскопок на западном побережье Турции. После долгих переговоров с турецкими властями Карл все-таки добился своего, - с согласия султана Хуманн немецкий археолог разделив алтарь на несколько частей, вывез его по морю в Пруссию для реконструкции и хранения.
Алтарь Зевса, этот шедевр эллинистического искусства насчитывает 113 м в длину. На основании и боковых частях алтаря непросто богатые украшения – это эпизоды из жизни мифического героя Телефа, сына Геракла. На барельефах вдоль фриза также изображены сцены из биографии героя.
Вообще идея перенесения древних памятников в североевропейские города не была в XIX веке новаторской. Еще раньше, под предлогом охраны от уничтожения, старинные произведения искусства собирали в музеях Лондона и Парижа. В случае Берлина транспортировка из Турции Пергамского алтаря стала вопросом престижа. Однако если французы и англичане обычно перевозили отдельные предметы, то пергамский памятник подобен огромному зданию – одни только ступени, ведущие к алтарю Зевса, имеют высоту 20 м. Именно из-за трудностей с транспортировкой и обновлением алтаря первые посетители смогли его увидеть лишь в 1930 году. Историками же алтарь Зевса был признан одним из семи чудес света!
Помимо алтаря Зевса в Пергамском музее можно увидеть величественные римские ворота Милетского рынка (130 г. н.э.), ворота Иштар из Вавилона (VI в. до н.э.) и фриз из Мшатты, руины которого находятся в современной Иордании.
Будем рады ответить на Ваши дополнительные вопросы - воспользуйтесь формой запроса или звоните:
(495) 730-13-30 или 912-80-20.
Мы работаем с 09:00 до 20:30 в будние дни и с 11:30 до 15:30 по субботам.
Дополнительная информация: