Музей Прадо

Коллекция испанских королей

Основой художественного собрания Музея Прадо, одного из лучших в мире, стала коллекция испанских королей. Во время Реконкисты, длившейся несколько столетий, на Иберийском полуострове образовывались новые государства, и заказчиками произведений искусства выступали только монархи и католическая церковь. Существовала традиция после смерти короля распродавать его коллекцию. У каждого монарха было свое собственное собрание художественных произведений.

В XV в. произошло объединение нескольких раздробленных государств в единое королевство, которое добилось значительных успехов на международной арене и приобрело заморские колонии. В XVI в. король Испании Карлос I, ставший императором Священной Римской империи Карлом V, решил сохранить для наследника свою коллекцию картин. Он имел очень хороший художественный вкус и любил творчество Тициана. Филипп II, наследник Карла V, продолжил дело отца.

Благодаря этим двум монархам, привозившим в Испанию произведения искусства со всех концов империи, сегодня в Музее Прадо можно увидеть работы ранних нидерландских и итальянских художников. Короли заказывали картины Тициану, Веронезе и Тинторетто. Художественная галерея Филиппа II размещалась в загородной резиденции Эль Прадо и была доступна для обозрения придворных. В то время широкая публика имела доступ только в Эскориал, где демонстрировались картины религиозной тематики.

Следующий король, Филипп III, ничего не смыслил в искусстве и даже подарил своему кузену картины Караваджо. Однако при его участии в коллекции появились работы Питера Пауля Рубенса.

Зато в XVII в. Филипп IV, являвшийся страстным ценителем искусства, предписывал послам Испании в других странах приобретать лучшие произведения. Так в Мадриде оказались картины Рубенса, распродававшиеся после смерти художника, работы Антона ван Дейка и Якоба Йорданса.

В XVIII в. Карл III, не отличавшийся тонким вкусом, пополнил королевскую коллекцию полотнами малоизвестных французских живописцев. Тогда же в Испании стал модным представитель немецкого классицизма Антон Рафаэль Менгс.

Следующий монарх, Карл IV, оказывал поддержку знаменитому живописцу Франсиско Гойе.

История Национального музея Прадо

Во второй половине XVIII в. родилась идея превращения королевской коллекции в публичный музей. В 1785 г. в парке Прадо было выделено место для строительства Музея естественной истории. Карл III поручил работу над проектом архитектору Хуану де Вильянуэва. Строительство здания было завершено в 1811 г. Однако в нем расквартировались наполеоновские войска, нанесшие значительный урон помещениям.

Лишь в 1809 г. Жозеф Бонапарт по настоянию своего советника Луиса де Мариано Уркихо подписал указ об учреждении в Мадриде художественного музея. Но эта идея была реализована лишь частично, и многие шедевры исчезли из коллекции.

В 1814 г. вернувший себе престол Фердинанд VII по инициативе своей супруги Марии Изабеллы Португальской, питавшей любовь к изящным искусствам, принял решение об открытии картинной галереи. Сначала предполагалось разместить ее во дворце Буэнависта, однако его состояние оказалось плачевным. Поэтому основание галереи состоялось в 1818 г. в пустующем здании в парке Прадо.

Открытие Музея науки и искусства состоялось 19 ноября 1819 г. На тот момент в коллекции насчитывалось 311 полотен. Третья супруга Фердинанда VII Мария Жозефа Амалия Саксонская, как и ее предшественница Мария Изабелла Португальская, принимала активное участие в создании Музея Прадо и мечтала, чтобы он был похож на Дрезденскую галерею. В 1826-1827 г.г. в музей поступила значительная часть картин, собранных Карлом V, Филиппом II и Филиппом IV, ранее хранившиеся в Академии Сан-Фернандо.

В 1936 г. в Испании начался процесс закрытия церквей и монастырей. Конфискованные у них ценности передавались в монастырь Ла Тринидад, в котором в 1838 г. открылся Национальный музей. В 1871 г. его собрание было передано в Музей Прадо.

В 1883-1889 г.г. здание музея было реконструировано по проекту архитектора Хареньо, добавившего новые залы. Очередная перестройка проводилась в 1914-1930 г.г. под руководством Арбо и Педро де Мугуруса.

Собрание музея неоднократно пополнялось за счет полотен, полученных в дар или по наследству от известных коллекционеров. Во время Гражданской войны 1936-1939 г.г. должность директора Прадо, картины которого были эвакуированы в Швейцарию, занимал Пабло Пикассо.

После Второй мировой войны коллекция музея продолжала увеличиваться. В 1956-1978 г.г. было проведено очередное расширение Прадо, к которому в 1971 г. присоединилось здание Касон дель Буэн-Ретиро, где в настоящее время представлены работы испанских художников XIX в. В 1999 г. состоялась презентация новых планов по расширению музея.

Коллекция Музея Прадо

В настоящее время в Национальном музее Прадо (Museo Nacional del Prado) находится более 8 600 картин, однако из-за нехватки выставочных площадей демонстрируется менее 2 000 полотен. Здесь хорошо представлена итальянская школа живописи. В Прадо можно увидеть работы Сандро Боттичелли, Андреа Мантеньи, Рафаэля Санти, Тинторетто, Паоло Веронезе, Тициана.

Фламандская школа живописи представлены полотнами Рогира ван дер Вейдена, Ганса Мемлинга, Иеронима Босха, Питера Пауля Рубенса, Антона ван Дейка, Якоба Йорданса и других живописцев.

Большой художественной ценностью обладают картины германских мастеров Альбрехта Дюрера и Лукаса Кранаха Старшего.

В Прадо находится большое собрание испанской живописи от средневековых фресок до картин XIX в. Здесь представлены работы Эль Греко, Диего Веласкеса, Бартоломе Эстебана Мурильо, Франсиско де Сурбарана, Франсиско Гойи и других художников.

Находящиеся в Музее Прадо собрания Босха, Эль Греко, Веласкеса, Мурильо, Гойи и Сурбарана являются одними из самых полных в мире.

Будем рады ответить на Ваши дополнительные вопросы о турах в Испанию из Москвы- воспользуйтесь формой запроса или звоните:
(495) 730-13-30.

Мы работаем с 09:00 до 20:30 в будние дни и с 11:30 до 17:00 по субботам.

Дополнительная информация:

Отзывы наших клиентов


Яндекс цитирования