Тильская галерея
Эрнест Тиль
Эрнест Тиль родился в 1859 г. в городе Норрчёпинге в семье техника текстильной мануфактуры, валлона по происхождению Жака Тиля и немецкой еврейки Фанни. С раннего детства будущий меценат научился воспринимать цвет и фактуру тканей и испытывал интерес к рисунку.
После окончания гимназии Эрнест проходил практику в Гамбурге, а в 1877 г. поступил на службу в один из банков Стокгольма, где началось его успешное восхождение по карьерной лестнице. В 1891 г. Тиль стал организатором Стокгольмского кредитного общества, а затем открыл собственный банк. В конце XIX в. он считался одним из богатейших людей Швеции.
В 1884 г. Тиль вступил в брак с Анной Йосефсон и стал зятем знаменитого книгоиздателя Карла Отто Бонниера. Благодаря последнему молодой банкир познакомился со стокгольмской богемой, которая поначалу не приняла его, сочтя высокомерным и мрачным.
В 1896 г. Эрнест Тиль влюбился в компаньонку своей супруги Сигне Марию Хансен и вскоре женился на ней. В том же году он начал собирать собственную коллекцию живописи, купив картину Бруно Лильефорса «Утренняя атмосфера у моря». Через несколько лет приобретенные Тилем полотна уже не помещались в его квартире. В 1904-1907 г.г. Фердинанд Боберг построил белый дворец для семьи банкира и его коллекции.
Эрнест Тиль дружил с такими художниками, как Эдвард Мунк, Карл Улоф Ларссон, Эжен Фредрик Янсон, и некоторым оказывал финансовую поддержку. Также он общался с писателями Оскаром Левертином, Яльмаром Сёдербергом, Вернером фон Хейденстамом. Сам Эрнест Тиль писал стихи и мемуары, переводил на шведский язык Фридриха Ницше.
В годы Первой мировой войны банкир потерял значительную часть своего состояния. Для того чтобы расплатиться с долгами, в 1924 г. Эрнест Тиль продал государству дом и свою художественную коллекцию.
Тильская галерея
Новый музей открыл двери для широкой публики 26 января 1926 г. В его коллекции находятся картины лучших скандинавских художников, в первую очередь шведских, конца XIX в. – начала XX в.
Помимо картин интерес представляет дом Эрнеста Тиля, в очертаниях которого угадываются итальянский ренессанс, южноевропейские традиции, югендстиль. Особняк окружен парком, в котором под скульптурой Огюста Родена «Тень» находится погребальная урна банкира и мецената.
Эрнест Тиль принимал участие в подготовке плана своего дома, предусматривавшего наличие не только жилых, но и выставочных помещений. Сердцем особняка считается расположенная в башне комната, в которой находятся посмертная маска Фридриха Ницше и графические произведения Эдварда Мунка.
В 1932 г. в доме Тиля были произведены изменения, в результате которых спальни превратились в выставочные залы, ванная банкира – в кафе, а кухня – в жилье управляющего музеем. Впоследствии проводилось еще несколько реставраций, благодаря которым дом приобрел вид, близкий к первоначальному.