Музей корабля «Васа»
Строительство корабля «Васа»
Во время 20-летнего царствования Густава II Адольфа Швеция значительно расширила свою территорию и приобрела вес на международной арене. В числе прочих королевских деяний на благо страны стоит упомянуть и строительство кораблей. Густав II Адольф принял решение о создании нового флагмана шведского флота, самого большого и тяжеловооруженного на Балтийском море. 16 января 1625 г. король подписал контракт с Хенриком Хюбертссоном, судостроителем из Голландии, который должен был построить новый корабль.
Местом проведения работ, которые осуществляли более 400 плотников, столяров, кузнецов и других специалистов, стала верфь военного флота Блазиенхольмен. Для постройки корабля было срублено более 1000 дубовых деревьев. Король принимал непосредственное участие в утверждении размеров и состава вооружения.
После смерти Хенрика Хюбертссона в 1627 г. строительство корабля возглавил Хайн Якобссон. Новый флагман получил название «Васа» в честь правящей королевской династии. Работы были завершены в конце 1627 г., а полгода спустя корабль пришвартовался напротив Королевского дворца.
Первое плавание и катастрофа
Первое плавание корабля «Васа» из Стокгольма к военно-морской базе Эльвснаббен было запланировано на 10 августа 1628 г. В этот день светило солнце, иногда налетали порывы ветра. В честь первого выхода корабля в море планировалось торжество, поэтому члены экипажа взяли с собой близких родственников. За отплытием наблюдало большое количество горожан.
Оказавшись на открытом пространстве, «Васа» пушечным залпом отсалютовал провожающим и поднял паруса. Во время сильного порыва ветра корабль накренился на подветренную сторону, но смог выровняться и пройти около 1300 м. Когда до острова Бекхольмен, расположенного у входа в стокгольмскую гавань, оставалось 100 м, налетел новый порыв ветра. «Васа» накренился сильнее, и через открытые пушечные порты вода хлынула внутрь корабля.
Несмотря на то, что помощь прибыла быстро, к этому моменту судно почти полностью затонуло. В числе погибших оказалось около 50 человек, то есть примерно половина людей, находившихся на борту.
Поиски корабля
В результате расследования причин катастрофы были обнаружены ошибки, допущенные при проектировании судна. Слишком высокое расположение центра тяжести привело к неустойчивости «Васы», а конструкция корабля не позволяла взять большое количество балласта. Поскольку размеры судна и количество пушек были утверждены лично королем, виновных не нашли.
Во второй половине XVII в. усилиями водолазов со дна были подняты 53 из 64-х бронзовых пушек, находившихся на борту «Васы». Но сам корабль вытащить не удалось, а впоследствии данные о его местонахождении были утеряны. Лишь в 1956 г. после пятилетних поисков инженер Андерс Франсен и его соратник водолаз Пер Эдвин обнаружили судно на глубине 32 м вблизи острова Бекхольмен.
Музей корабля «Васа»
24 апреля 1961 г. корабль «Васа» был поднят на поверхность. После реставрации он демонстрируется в специально построенном семиэтажном музее на острове Юргорден, который открылся в 1990 г. «Васа» является единственным в мире парусным кораблем, построенным в начале XVII в. и сохранившимся до наших дней. Посвященный ему музей – самый посещаемый в Стокгольме.