Пантеон
Создание Пантеона
В Древней Греции слово «Пантеон» использовалось для обозначения храма или места, посвященного всем богам. В Древнем Риме, подчинившем себе немало других европейских народов, также решено было возвести «храм всех богов».
В 27 г. до н.э. полководец Марк Випсаний Агриппа, зять и друг императора Октавиана Августа, построил Пантеон на Марсовом поле. Это сооружение дважды горело и после восстановления приобрело окончательный вид в 125 г. при императоре Адриане. Есть основания полагать, что строительством Пантеона руководил Аполлодор Дамасский. Здание использовалось для проведения военных советов и важных собраний, например, во время выборов.
В начале III в. император Септимий Север издал распоряжение о реставрации Пантеона. В 609 г. папа римский Бонифаций IV превратил здание в христианскую церковь Девы Марии и святых Мучеников. Такое изменение статуса позволило Пантеону уцелеть в отличие от многих других античных сооружений. Впрочем, некоторые его элементы были демонтированы для строительства, например, Замка Святого Ангела. В XVIII-XIX в.в. Пантеон претерпел ряд изменений во время реставраций.
Архитектурные особенности Пантеона
Пантеон представляет собой ротонду высотой 42,7 м и толщиной стен в 6 м. Ее накрывает огромный купол диаметром 43,5 м и весом 46 т. Его особенностью является отверстие, диаметр которого составляет около 9 м. Оно называется «Глазом Пантеона». Через это отверстие внутрь храма проникает свет солнца в виде столба, в полдень имеющего наибольшую интенсивность.
Римские строители не только провели точнейшие расчеты при строительстве купола, но и умело использовали бетон с разными наполнителями. В нижней части конструкции использовался материал с добавлением тяжелых металлов, в верхней – легкой пористой пемзы. Для облегчения веса купола также использовались бетонные плиты с кессонами, то есть углублениями прямоугольной формы. Они уложены рядами, поэтому конструкция кажется состоящей из окружностей.
Портик Пантеона украшают восемь 13-метровых монолитных коринфских колонн из серого египетского гранита. Капители и базы изготовлены из греческого мрамора. Колонны во втором ряду созданы из красного гранита. В давние времена потолок портика был покрыт бронзовым декором, а на треугольном фронтоне был установлен бронзовый орел с короной на голове.
До наших дней сохранилась надпись на архитраве, высеченная по указанию императора Адриана в знак уважения к создателю Пантеона: «М. AGRIPPA L F COS TERTIUM FECIT», что можно перевести как: «Марк Агриппа, сын Луция, в третье свое консульство сделал».
Внутреннее убранство Пантеона
Две тысячи лет назад ко входу в здание вела широкая лестница, сегодня скрытая под слоем грунта. Для облицовки стен Пантеона использовался цветной мрамор.
В восьми полукруглых и прямоугольных нишах по внутреннему периметру храма ранее находились статуи богов. Для отделки перекрытий и потолка использовались покрытые позолотой бронзовые пластины. Пол храма был выложен ценными породами камня, например, порфиром.
Несмотря на сохранение первоначальной концепции, внутреннее убранство Пантеона создавалось в XVII-XIX в.в. Ниши апсиды и алтарей в начале XVIII в. выполнил Алессандро Спекки. Хор в XIX в. изготовил Луиджи Полетти. Во многих алтарях и нишах находятся картины и скульптуры, созданные в XVII-XVIII в.в. К числу более ранних работ относятся «Благовещенье», созданное Меццоло да Форли в XV в., и фреска «Коронование Богоматери» неизвестного мастера из Тосканы.
В Пантеоне находятся захоронения знаменитых людей, в том числе великого итальянского художника Рафаэля, архитектора и живописца Бальдассаре Перуцци, королей Виктора Эммануила II и Умберто I.
Будем рады ответить на Ваши дополнительные вопросы - воспользуйтесь формой запроса или звоните:
(495) 730-13-30.
Мы работаем с 09:00 до 20:30 в будние дни и с 11:30 до 15:30 по субботам.
Дополнительная информация: