Музей азулежу

Монастырь Богоматери

В начале XVI века в Лиссабоне был построен монастырь Богоматери (Convento da Madre de Deus) для ордена клариссинок. Во второй половине XVII века и в первой половине XVIII века архитектурный комплекс украсили декоративные элементы в стиле барокко. К сожалению, во время землетрясения, разрушившего многие здания в Лиссабоне в 1755 году, монастырь Богоматери также серьезно пострадал. Значительная часть его декора была уничтожена или утеряна.

Восстановление монастырского портала завершилось в 1872 году. Масштабные реставрационные работы были проведены только в 1959 году.

В настоящее время монастырская церковь Богоматери украшена резьбой и изразцовой плиткой, называемой азулежу, которые признаны лучшими образцами португальского барокко. Позолотой покрыты кессонированные своды, скамьи, арка алтарной преграды, рамы картин. Азулежу использованы для создания пейзажей и сцен из жития святого Франциска. В апсиде находится алтарь XVIII века, украшенный гербом короля Жуана I и картиной «Коронование Богоматери».

В 1959 году после проведения реставрации часть ценных декоративных элементов из монастыря была передана Национальному музею старинного искусства, открывшего в религиозном комплексе свой филиал. Со временем его коллекция разрослась. В 1980 году она превратилась в Национальный музей азулежу (Museu Nacional do Azulejo).

Национальный музей азулежу

История керамических изразцов, использовавшихся для украшения зданий, насчитывает несколько столетий. Плитки для облицовки стен изготавливались еще на Древнем Востоке. На территории Португалии и Испании глазурованные изразцы появились с приходом арабов, которые называли их «zulaycha» или «zuleija», что означало «маленький полированный камушек». Отсюда и произошло современное португальское слово «azulejo», которым обозначают обожженную глазурованную керамическую плитку размером 14х14 см.

Старейшие керамические изразцы на территории страны датируются XV веком. Они были созданы по рельефным образцам из Севильи и использовались для отделки Королевского дворца в Синтре и монастыря Консейсан в Беже.

В XVI веке португальцы переняли у итальянцев технику майолики, при которой краски наносились на плоскую поверхность, предварительно покрывавшуюся цинковой глазурью. Постепенно расширялась и тематика росписей: на плитках изображались орнаменты, природные мотивы, мифологические сцены.

В середине XVII века португальские мастера испытали на себе влияние голландцев, использовавших синий и белый цвета. Тематика изразцов расширилась благодаря появлению жанровых композиций. Во второй половине XVIII века под влиянием стиля рококо азулежу вернули себе разнообразие красок. Прекрасным архитектурным образцом той эпохи является дворец Келуш.

В середине XIX века началось массовое промышленное производство керамической плитки, которая получила широкое распространение и стала использоваться для отделки не только дворцовых и религиозных построек, но и других зданий.

Истории, техническому и художественному развитию азулежу посвящена экспозиция Музея керамики, размещающегося в лиссабонском монастыре Богоматери. Здесь находится уникальная коллекция, в которой представлены образцы, произведенные в XV-XIX веках в Португалии, Испании, Германии. Одним из самых известных экспонатов Национального музея азулежу является панно длиной 40 м, на котором изображен Лиссабон в 1730 году, за 25 лет до страшного землетрясения.

Будем рады ответить на ваши дополнительные вопросы - воспользуйтесь формой запроса или звоните:
(495) 730-13-30.

Мы работаем с 09:00 до 20:30 в будние дни и с 11:30 до 17:00 по субботам.

Отзывы наших клиентов приведены здесь

Дополнительная информация:

Отзывы наших клиентов


Яндекс цитирования