Продажа турагентства в Москве в текущей экономической ситуации
Прошлый год прошел, как мы все помним, с большими потрясениями как для всей экономики России, так и для туристического бизнеса. Спрос на туристические продукты упал, по разным оценкам, на 25-40%, благодаря чему с рынка ушло более 15 крупных туроператоров, многие из которые имели более чем двадцатилетнюю историю, а также масса мелких туроператоров и турагентств.
Причина этому - кризис на Украине и последствия ввиде санкций, органичения выезда ряду категорий служащих за рубеж и, конечно, девальвация рубля. Как следствие - или банкротства компаний или продажа бизнеса. Очень многие владельцы туристических компаний всерьез задумались о том, чтобы продать бизнес, как говорится, выйти в кэш и пересидеть смутные времена.
Стоимость туристических компаний существенно снизилась
Но оказалось, что это не совсем просто, точнее, совсем не просто – быстро и за реальные деньги продать такой бизнес, так турфирма в прошлом году. Золотые годы туризма прошли, сервисы онлайн бронирования отелей и авиабилетов «отъели» существенную часть клиентов у туристических компаний.
Более того, самостоятельное оформление виз в большинство стран мира перестало быть проблемой, так как за последние годы очень многие страны Европы, такие, как, например, Германия, Италия, Франция и Венгрия открыли визовые центры, куда любой желающий может сдать документы без каких-либо очередей и затруднений.
При этом зачастую визу открывают сразу на год или даже несколько. Таким образом, человек, впервые самостоятельно решим выехать куда-либо убеждался, что это совсем не сложно, плюс визу сразу поставили на год, разумеется, он или она рассказывали об этом своим друзьям и знакомым и далее принцип сарафанного радио работал против туристических компаний.
Тем не менее, турфирмы и турагентства продавались, вопрос был только в цене. А вот правильно оценить и продать любой бизнес, не только туристический – совсем не тривиальная задача. Существует довольно много методик подсчета стоимости действующего бизнеса, но все они работают в рамках спокойного рынка, а когда в экономике и финансах буквально жуткий шторм, все это практически полностью теряет смысл.
Как оценить стоимость туристической компании?
Остается только одна формула – диалог между продавцов и потенциальным покупателем. Такие вещи, как стоимость бренда, узнаваемость марки и даже расположение офиса имеют второстепенное значение. Какой смысл покупать даже раскрученный бренд, если у компании миллионные долги или компанию с офисом в центре, если клиенты все равно туда не ходят. Тут уместно вспомнить нашумевший крах в прошлом знаменитого туроператора «Капитал тур», стоимость бренда которого оценивалась в 2,5 миллиарда рублей, а дело было, кстати, в 2011 году, курсы валют были тогда совсем другие. В итоге краха стоимость бренда данного оператора стала стоить не более 25 рублей, да и то никто не купит.
В декабре 2014 года можно было найти в интернете объявления о продаже туроператора по Австрии с постоянной аккредитацией в Консульстве Австрии на протяжении последних 15 лет за сравнительно маленькую сумму – всего 3 миллиона рублей. По оценкам агентства "Биржа Бизнеса" и в 2015 году стоимость туристических компаний будет только снижаться. Может быть потенциальным инвесторам стоит дождаться дна, которое или уже наступило или вот-вот наступит и войти в бизнес?
Источник: www.proday-biznes.ru