Для ценителей живописи особое значение имеет слово «фламандцы»
Для ценителей живописи особое значение имеет слово «фламандцы». Эти художники прославили Бельгию и внесли огромнейший вклад в мировую культуру.
Фламандские примитивисты
Первым из фламандских художников, получивших известность в Европе, стал Ян ван Эйк. Благодаря использованию масла он добивался увеличения стойкости красок, а также смешивал оттенки цветов на холсте и дереве. Такие приемы позволили сохранять художественные работы в течение более долгого периода времени, чем раньше. Ян ван Эйк, изображавший жизнь людей в движении при помощи ярких красок, считается основателем школы примитивизма во Фландрии. Самым знаменитым его творением является Гентский алтарь, созданный при участии брата Хуберта ван Эйка.
Фламандские примитивисты добивались жизненности и реалистичности в своих работах. Одним из ярчайших представителей этого направления в искусстве стал Рогир ван дер Вейден, мастерски использовавший свет и силу религиозного чувства в своих работах. Его картины вдохновили многих бельгийских и европейских художников, таких как Дирк Баутс и Ганс Мемлинг.
На рубеже XV-XVI в.в. традиции Яна ван Эйка продолжили основоположники пейзажной живописи Иоахим Патинир и Квентин Массейс.
Династия Брейгелей
Огромный вклад в мировое искусство внесли представители династии Брейгелей. Питер Брейгель Старший, называемый также «Мужицким», считается мастером жанровых сцен и сельских пейзажей, на которых присутствуют фигуры занятых своими делами крестьян. Его старший сын Питер Брейгель Младший создавал копии работ своего отца, а затем сосредоточился на написании религиозных картин. Его брат Ян Брейгель Старший, называемый «Бархатным», создал немало великолепных пейзажей, но более известен как автор цветочных натюрмортов. Его сын Ян Брейгель Младший прославился как пейзажист.
Великие антверпенцы
В XVII в. столицей фламандской живописи стал Антверпен. В этом городе жил и творил признанный одним из самых искусных живописцев Европы Питер Пауль Рубенс. Он мастерски изображал и портреты, и драматические сцены, и пейзажи. Рубенс прославился еще и тем, что писал людей с пышными формами, излучающих довольство собой и жизнью.
Мировую славу снискали еще два антверпенца: ученик Рубенса Антон ван Дейк, ставший придворным живописцем английского короля Карла I, и Якоб Йорданс. Также к числу известных художников XVII в. принадлежит Давид Тенирс Младший, мастер портрета, пейзажа и жанровых сцен, ставший первым директором Антверпенской академии художеств. Разве можно купить пейзаж? Такой вопрос совершенно не был уместен в Антверпене того времени.
Освоение новых жанров
В XVIII в. фламандская живопись по-прежнему испытывала влияние Рубенса. Но XIX в. принес в страну новые веяния. Франсуа-Жозеф Навез писал картины в стиле неоклассицизм, Константин Менье предпочитал реализм, Антуан Вирц – романтизм, Гийом Вожель – импрессионизм, Фернанд Кнопф – символизм, Рик Ваутерс – фовизм.
В XX в. известность приобрели бельгийские художники-сюрреалисты. Рене Магритт изображал привычные предметы, заставляя зрителя увидеть их по-новому и проникнуть в самую суть. Поль Дельво вкладывал в свои картины больше эмоций, создавая причудливые интерьеры и туманные фигуры.
Во второй половине XX в. в бельгийском искусстве видное место занял абстракционизм. Ярким представителем этого направления стал Марсель Брутерс, считающийся мастером инсталляций.