Базилика Санта-Мария-Маджоре
История базилики Санта-Мария-Маджоре
Базилика Санта-Мария-Маджоре – четвертая по значению церковь итальянской столицы. Согласно легенде, летом 352 г. папа римский Либерий и богатый горожанин Джованни Патрицио увидели во сне Деву Марию, которая приказала им построить церковь на том месте, где на следующий день выпадет снег. Утром 5 августа 352 г. снег покрыл участок на холме Эсквилин. Здесь недавно избранный понтифик и богатый римлянин начали строительство храма.
В середине V в. на его месте папа римский Сикст V возвел новую базилику, посвященную Деве Марии. Она пользовалась большим почетом в Вечном городе. Поэтому на протяжении нескольких последующих столетий понтифики старались расширить ее и украсить.
В 1377 г. при папе Григории XI была построена колокольня базилики Санта-Мария-Маджоре, вознесшаяся на 75 м над землей и ставшая самой высокой звонницей в Риме. В середине XVIII в. церковь приобрела новый фасад с лоджией и портиком, созданный Фердинандо Фуга. При этом участок старого фасада храма сохранился в качестве стены лоджии. Его по-прежнему украшает мозаика, изготовленная в начале XIV в.
Интерьер базилики Санта-Мария-Маджоре
Внутреннее убранство папской базилики неоднократно изменялось. Тем не менее, за прошедшие столетия не были нарушены пропорции и гармония огромной трехнефной раннехристианской базилики.
На рубеже XV-XVI в.в. понтифик Александр VI, происходивший из испанского рода Борджа, получил в дар от Изабеллы Кастильской и Фердинанда Арагонского золото, привезенное в первой партии из Нового Света. Этот материал использовался для покрытия деревянного потолка с кессонами в базилике Санта-Мария-Маджоре, выполненного, как принято считать, флорентийским инженером и архитектором Джулиано да Сангалло.
Пол церкви создан в XII в. в стиле косматеско, предполагающем использование штучной мозаики. После реставрации, проведенной в XVIII в., он претерпел значительные изменения.
Украшением храма являются мозаики. Те из них, что находятся в центральном нефе, выполнены в V в. по сюжетам Ветхого Завета. Триумфальную арку украшают мозаики, на которых изображены сцены Благовещения, рождения Иисуса Христа и поклонения ему. Существует предположение, что эти картины созданы также в V в., но позднее, чем те, что находятся в центральном нефе, так как в них ощущается влияние византийской школы. Мозаика в апсиде посвящена Коронованию Девы Марии. Она создавалась в V в., но некоторые элементы были добавлены в конце XIII в. во время реконструкции помещения по велению папы римского Николая IV.
В правом нефе базилики установлено надгробие кардинала Консальво Родригеса, созданное в конце XIII в.
Капеллы базилики Санта-Мария-Маджоре
Большой интерес представляют три капеллы базилики. Одна из них расположена с правой стороны. Это Сикстинская капелла, построенная архитектором Доменико Фонтана по распоряжению папы римского Сикста V. Она богато декорирована и увенчана куполом. Здесь находятся украшенные барельефами захоронения пап Сикста V и Пия V.
В левом нефе находится Паолинская капелла, которая также известна как капелла Боргезе. Она была построена по распоряжению папы Павла V, происходившего из этого княжеского рода. В капелле, декорированной с еще большей роскошью, чем Сикстинская, находятся захоронения пап Климента VIII и Павла V. Здесь же хранится самая почитаемая в Риме икона Богородицы - «Спасение римского народа» («Salus Populi Romani»), созданная в VI в. в технике энкаустики.
В левом нефе также расположена капелла Сфорца, построенная в XVI в. архитектором Джакомо делла Порта. Автором проекта, возможно, являлся Микеланджело.
Будем рады ответить на Ваши дополнительные вопросы - воспользуйтесь формой запроса или звоните:
(495) 730-13-30.
Мы работаем с 09:00 до 20:30 в будние дни и с 11:30 до 15:30 по субботам.
Дополнительная информация: