Район Эшампле

«План Серда»

К середине XIX в. окруженная крепостными стенами Барселона страдала от перенаселенности и тесноты, которые способствовали распространению эпидемий. Для дальнейшего развития города требовались кардинальные меры. В 1854 г. крепостные стены были снесены. После этого мэрия Барселоны объявила конкурс на лучший проект расширения города (от слова «расширение», которое на каталанском языке пишется как «Eixample», и произошло название знаменитейшего района столицы автономии).

Однако правительство королевы Изабеллы II не обратило внимания на инициативу местных властей и поручило проведение работ по расширению Барселоны дорожно-портовому инженеру Ильдефонсу Серда. 7 июня 1859 г. королевским указом был утвержден так называемый «План Серда», ставший новаторским проектом в градостроении.

К сожалению, барселонские чиновники, недовольные вмешательством Мадрида в их внутренние дела, препятствовали реализации предложенных мер по расширению города и предприняли кампанию по дискредитации его автора. В настоящее время «План Серда», содержавший ряд передовых идей, вызывает восхищение и используется градостроителями во всем мире.

Идеи Ильдефонса Серда

Ильдефонс Серда предложил проект создания современного просторного города, состоящего из ортогональных кварталов размером 113х113 м, улиц шириной 20 м и нескольких проспектов шириной 50 м. Все дома, независимо от того, к какому классу они относились, должны были обеспечиваться освещением, естественной вентиляцией, равными условиями доступа к городским службам. Важная роль в жизни Барселоны отводилась рельсовым дорогам, проходящим не только по улицам, но и под землей.

Какие идеи «Плана Серда» были воплощены в жизнь? Никто при жизни инженера не оценил скошенные углы, придавшие кварталам ортогональную форму. Однако Ильдефонс Серда сумел отмести все возражения и настоять именно на такой конфигурации. Возможно, он умел предвидеть будущее, ведь сегодня скошенные углы кварталов обеспечивают лучший обзор водителям транспортных средств, а образованные ими части перекрестков используются для кратковременной парковки автомобилей. Кроме того, благодаря подобной конфигурации район получился более просторным и светлым.

Передовым решением Серда стало проектирование улиц шириной не менее 20 м. Хотя многие его противники говорили о бесцельной трате городского пространства, благодаря своей идее инженер добился хороших освещенности, вентиляции и условий для проезда транспорта по сравнению с перенаселенным городом.

Ильдефонс Серда предлагал создавать сады и скверы внутри жилых кварталов. Сейчас, когда экологическая ситуация во многих городах оставляет желать лучшего, такая идея кажется великолепной. Однако во второй половине XIX в. в Барселоне нашлось немало ее противников, и последовавшие распоряжения мэрии, недовольной навязанным Мадридом «Планом Серда», помешали реализации проекта. Вместо садов внутри кварталов выросли новые постройки.

Чтобы избежать спекулятивного дробления кварталов, вызванного желанием собственников извлекать максимальную прибыль из принадлежащих им участков земли, Серда спланировал несколько пассажей. Они представляли собой низкие домики, рядом с которыми находился садик в английском духе. Однако до наших дней сохранились только Пассаж Перманьер (Pasaje Permanyer) и Пассаж Мендес Виго (Pasaje Méndez Vigo). Остальные постройки такого рода были искажены арками и другими чуждыми архитектурными элементами.

Шедевры модернизма

Светлый просторный район Эшампле, который сегодня занимает центральную часть Барселоны, стал прекрасным местом для строительства интереснейших зданий в получившем развитие стиле каталонского модерна. Некоторые богатые люди вступали между собой в соревнование, стараясь возвести самый красивый и интересный дом. Благодаря этому в центральных кварталах района Эшампле появились выдающиеся сооружения, спроектированные лучшими архитекторами XIX-XX в.в.

В турах в Испанию наибольшей известностью пользуется бульвар Пассеч-де-Грасия (Passeig de Gracia). Вдоль него установлены кованые фонари с мозаичными скамьями, созданные в 1906 г. по эскизам Пере Фалькеса. В начале улицы в 1891 г. был построен дом Паскуаль-и-Понс (Casa Pascual i Pons), спроектированный Энриком Сагнье, а в 1917 г. братья Бассегода и Амиго возвели дом Рокамора (Casa Rocamora).

Через четыре перекрестка находится «Квартал раздора» (Manzana de la discordia), получивший такое название из-за расположенных рядом трех зданий, построенных лучшими архитекторами-модернистами Каталонии. Первое из них — дом Льео Морера (Casa Lleo Morera), имеющий 6 этажей и угловую ротонду. Это самый изукрашенный жилой дом, спроектированный Луисом Доменек-и-Монтанером и построенный в 1905-1906 г.г. К сожалению, разместившаяся в нем в 1943 г. кожгалантерейная фирма изуродовала здание, практически уничтожив первый этаж. В конце XX в. дому Льео Морера был возвращен его первоначальный вид, однако ценные скульптуры, созданные мастером Арнау, оказались утеряны безвозвратно.

Дальше по бульвару Пассеч-де-Грасия в 1898-1900 г.г. архитектор Жозеп Пуч-и-Кадафальк построил дом Амалье (Casa Amatller). Фронтон этого здания имеет фламандские уступы, украшенные плиткой разных цветов, в том числе розового, голубого, зеленого, бычьей крови. Также в качестве декора архитектор использовал кованые решетки и гротескные скульптуры.

Следом за домом Амалье находится самое оригинальное здание «Квартала раздора» - дом Бальо (Casa Batlló), называемый также «Домом костей». Это жилое строение было возведено в 1877 г. и реконструировано в 1904-1906 г.г. знаменитым каталонским архитектором Антонио Гауди, которому помогал Жузеп-Мария Жужоль. В оформлении внешнего облика здания отсутствуют прямые линии. Весь облик дома Бальо напоминает легенду о святом Георгии, небесном покровителе Каталонии: чешуйчатый фасад похож на тело змия (или дракона), балконы с провалами глазниц — черепа жертв, горбатая крыша — хребет чудовища, в который вонзено копье — башня, увенчанная крестом.

В конце бульвара Пассеч-де-Грасия находится еще один шедевр Антонио Гауди — построенный в 1906-1910 г.г. дом Мила (Casa Milà), из-за своего тяжеловесного фасада называемый также Ла Педрера (La Pedrera), то есть «Каменоломня». Это последнее светское здание, спроектированное знаменитым архитектором, который впоследствии полностью посвятил себя созданию своего главного творения — Искупительного храма Святого Семейства, или Саграда Фамилия (Temple Expiatori de la Sagrada Família). В доме Мила вообще отсутствуют прямые линии, а его украшением служат кованые решетки Жузепа-Марии Жужоля.

К числу достопримечательностей района Эшампле относятся фонд Антони Тапиеса, построенный в 1879-1885 г.г. Луисом Доменек-и-Монтанером, возведенные Антонио Гауди в 1883-1885 г.г. дом Висенс (Casa Vicens) и в 1898-1900 г.г. дом Кальвет (Casa Calvet). В 1905 г. появился «Дом с шипами» (Casa de les Punxes), спроектированный Жозепом Пуга. Шедеврами признаны созданные архитектором Луисом Доменек-и-Монтанером Дворец каталонской музыки (Palau de la Música Catalana), возведенный в 1905-1908 г.г., и больница Святого Креста и Святого Павла (L'Hospital de la Santa Creu i Sant Pau), построенная в 1905-1930 г.г.

В районе Эшампле находятся выдающиеся творения Антонио Гауди — парк Гуэля (Park Güell), появившийся в 1900-1914 г.г., и Искупительный храм Святого Семейства, строительство которого началось в 1883 г. и не закончено до сих пор.

Будем рады ответить на Ваши дополнительные вопросы - воспользуйтесь формой запроса или звоните:
(495) 730-13-30.

Мы работаем с 09:00 до 20:30 в будние дни и с 11:30 до 17:00 по субботам.

Дополнительная информация:

Отзывы наших клиентов


Яндекс цитирования