Киево-Печерская Лавра - средние века

Нашествие монголо-татар

Более чем тысячелетняя история Киево-Печерского монастыря имела также немало трагических страниц. В 1096 г. его разграбили половцы, а в 1240 году - орды монголо-татар (Киев находился под их властью приблизительно 80 лет). Правда, татарские баскаки (представители монгольского хана в завоёванных землях), надеясь на поддержку местных церковных деятелей, лояльно относились к православной церкви, оказывая ей всяческую поддержку. Поэтому, монастырь не только продолжал действовать, но и вновь стал центром подготовки высшего духовенства.

Литовцы в Киеве

В 1362 г. литовский князь Ольгерд разгромил монголо-татар и укрепился в Киеве. Между литовскими правителями и руководством монастыря завязалось тесное сотрудничество. Литовская знать, а также украинские феодалы жертвовали на развитие монастыря огромные средства в виде ценностей, земель и крепостных. Поэтому, вторая половина 14-го века стала его расцветом: строились новые церкви и отстраивались прежние, приводилась в порядок территория.

Крымские татары в Киеве

В 1399 г., воспользовавшись ослаблением литовского княжества, орды крымских татар приблизились к Киеву. Однако, не сумев овладеть городом, татарам всё же удалось востребовать выкуп: «тысячу червонцев» с киевлян и «тридцать червонцев» с монастыря. Затем они возвратились в Крым.

В 1416 г. татарская орда во главе с ханом Едигеем вновь появилась возле стен Киева. На этот раз она принесла большой ущерб монастырю. Несмотря на это, он продолжал своё существование, благодаря материальной поддержке со стороны правящих классов. Князь Фёдор Данилович, постригшись в монахи, отдал монастырю всё своё огромное состояние.

Киево-Печерский монастырь – важный культурный центр

В 15-м веке монастырь стал важным культурным центром. В монастырской библиотеке хранились летописные, богословские и художественные произведения. Среди монахов было много образованных людей, которые занимались переписыванием книг, созданием оригинальных произведений. Развивались художественные ремёсла и живопись. В это время подобное происходило во всех странах - так и в Германии, и в Австрии и Голландии сохранились до наших дней прекрасные монастыри с их старинными книгами, рисунками и гравюрами.

Монастырь – богатый землевладелец

К концу 16-го века монастырь превратился в большого феодала-землевладельца: ему принадлежали город Васильков с замком, город Радомышль с замком, 50 сёл, 8 посёлков, 5 усадьб, 2 рыбных угодья, рудник, пасеки, речные перевозы, водяные мельницы, медовни.

Политические и религиозные отношения с Речью Посполитой

16-й век для монастыря проходит на фоне развития отношений с польским королём Сигизмундом и федеративным польско-литовским государством Речью Посполитой, пытавшихся навязать ему свою волю. Целью подписания ненавистной украинскому народу так называемой Брестской унии было окатоличивание и ополячивание народных масс. На защиту независимости монастыря решительно выступили православное монашество, вооружённые казаки и крестьяне.

Петро Могила

Многое в эти годы было связано с именем Петра Могилы, Печерского архимандрита. Он всячески ориентировался на союз с Польшей и поддерживал её оккупационную власть, вызывая этим огромное неудовольствие со стороны соотечественников. В то же время Могила выступал против унии с католической церковью, всячески пропагандируя православную религию. Так в 1643 г. он канонизирует (провозглашает святыми) останки 69-ти печерских монахов, которые находились в пещерах.

Могила становится основателем современной известной во всём мире Киево-Могилянской академии, объединив монастырскую школу с братской. Умер Петро Могила в 1646 г. и был похоронен в Успенском соборе.

Будем рады ответить на Ваши дополнительные вопросы - воспользуйтесь формой запроса или звоните:
(495) 730-13-30 или 912-80-20.
Мы работаем с 09:00 до 20:30 в будние дни и с 11:30 до 15:30 по субботам.

Дополнительная информация:

Отзывы наших клиентов


Яндекс цитирования