Киево-Печерская Лавра - ранняя история

Национальный Киево-Печерский историко-культурный заповедник или Святая Успенская Киево-Печерская Лавра находится на двух высоких холмах, возвышающихся над Днепром, и занимает территорию 28 га. Золотые купола её видны издалека, особенно когда вы переезжаете через Днепр со стороны левобережной части Киева.

У истоков создания

В «Повести временных лет», памятнике древнерусской письменности 1051 г. речь идёт о монахах Илларионе и Антонии, которые в лесу для молитв и уединения выкопали пещеры, что послужило началом для создания современных Дальних и Ближних пещер Киевской Лавры.

Постепенно братия монахов-отшельников возрастала, они испросили разрешение у князя на обладание большей территорией вокруг пещер. Стали строится монастыри, церкви, кельи и все необходимые служебные помещения. В общей сложности, Лавра строилась и перестраивалась на протяжении всех последующих 10 веков.

В те далёкие времена Киево-Печерский монастырь, пользовавшийся поддержкой митрополита и киевской знати, получал огромные пожертвования от знатных и богатых людей в виде ценностей, земель и сёл вместе с крепостными.

Центр древнерусской культуры

Несметное богатство монастыря благоприятствовало тому, что он стал одним из значительных центров древнерусской культуры. В нём проживало очень много талантливых людей: игумен Никон, зачинатель русского (руського) летописания (указывались год, месяц, число и день); историк Нестор, его последователь, автор «Повести временных лет»; гениальный иконописец Алипий, создававший оригинальные, отличные от греческих, композиции. Алипия можно также считать первым реставратором живописи на Руси.

Древнерусские письменные источники свидетельствуют о небывалом размахе медицинских исследований в монастыре. Сюда приезжали лечиться даже князья. Общемонастырским врачом был Агапит, после его смерти на смену пришёл Вирменин. Лечение (терапия, дерматология, бальнеотерапия) строилось на основе народной лечебной практики и достижений врачей зарубежный стран.

Игумен Феодосий считается создателем своеобразного учредительного документа - «Общежительного студийского устава», определяющего правила проживания монахов в монастырях. Впоследствии его устав стал нормой для других русских монастырей. Сравнить особенности русских монастырей и европейских можно приобретя тур в Германию.

В монастыре велась активная благотворительная деятельность: одна десятая монастырских доходов выделялась для приюта слепых, хромых и нищих.

Политические перипетии

В 1113 году, с приходом к власти Владимира Мономаха, невзлюбившего Нестора-летописца, Печерский монастырь утратил поддержку великокняжеской власти. Основатель Москвы, сын Владимира Мономаха, Юрий Долгорукий пытался наладить дружеские связи с монастырём, но его внезапная смерть (по видимому, он был отравлен киевскими боярами) помешала этому. Сейчас останки Юрия Долгорукого находятся в Церкви Спаса на Берестове рядом с монастырём.

В 1169 г. Ростово-Суздальский князь Андрей Боголюбский присвоил Печерскому монастырю почётное звание Лавра, дававшееся наиболее значительным мужским православным монастырям.

Будем рады ответить на Ваши дополнительные вопросы - воспользуйтесь формой запроса или звоните:
(495) 730-13-30 или 912-80-20.
Мы работаем с 09:00 до 20:30 в будние дни и с 11:30 до 15:30 по субботам.

Дополнительная информация:

Отзывы наших клиентов


Яндекс цитирования