Тулуза. Достопримечательности времен Альбигойских войн
Тулуза – прекрасный древний город на юге Франции.
Его расцветом считают XI-XIII века, время, когда Тулуза была крупнейшим центром провансальской культуры. Ее называли «розой городов» - и из-за действительного обилия роз в ее окрестностях, и из-за ее славы, и из-за того, что высокие стены города были сложены из красноватого кирпича, и в лучах утреннего солнца город действительно выглядел как распустившийся цветок.
Наверно, самый интересный и, вместе с тем, трагический период в истории города - это время альбигойских войн, первая половина XIII века. Именно об этом периоде чаще всего спорят историки, именно о нем написано столько художественной литературы (в том числе и на русском языке). Именно тогда был основан в Тулузе знаменитый Доминиканский орден, имя который обычно связывают с историей инквизиции.
Уже в XI веке, а особенно – на протяжении XII юг Франции все больше и больше противостоял ее северу. Тут был свой генотип, свой диалект языка (название области «Лангедок» - буквально переводится как «Язык ок»). Кстати, именно на этом диалекте писали самые известные и знаменитые трубадуры: южнопровансальский диалект был в средневековой Европе языком поэзии и культуры.
В Тулузе XII века не любили католическую церковь. Распространялась ересь, которую сейчас мы знаем как «катаризм», хотя сами себя катары называли «добрыми христианами».
С одной стороны, в этой ереси было действительное стремление жить по-евангельски: священники катаров были известны святой и нищей жизнью, в отличие от большинства католических – и это привлекало к катарам массы простого народа. Но, с другой стороны, было у катар и настоящее изуверство. Деторождение и вообще все плотское они считали злом. Над больным ребенком частенько творили обряд, похожий на христианское крещение – но после этого обряда не давали ему больше ни есть, ни пить, чтобы он умер «чистым».
Католическая церковь была не в силах бороться с распространявшейся ересью. Кульминацией противостояния стал объявленный папой крестовый поход по главе с Симоном де Монфором (именно он прославился известной фразой: «Убивайте всех, а Господь на небе узнает своих»).
В начале XIII века развернулась настоящая гражданская война, в которой в невероятный ком сплелось множество разных факторов. Тут были и противоречия между католиками и катарами, и известное противостояние северной Франции и южной. Армия Монфора в Тулузе воспринималась как армия чужаков-завоевателей, и воевали с ним совсем не только одни катары, а все, кто мог держать в руках оружие.
Сам граф Тулузский Раймон Шестой, который возглавлял сопротивление Монфору, не был катаром. Он был католиком, хоть его и неоднократно отлучали от церкви за поддержку еретиков. Но он не поддерживал «еретиков» – он защищал свой родной город от завоевателей-франков.
Тулузу несколько раз брали штурмом и снова освобождали. В этой войне значительно пострадали городские укрепления, хотя сейчас остатки городских стен показывают туристам. Во время одной из осад погиб Монфор – ему в голову попал камень, брошенный с тулузских стен. Сейчас примерно на этом месте стоит городской театр Сопрано, а на стене театра есть табличка, которая повествует об этом событии. Тулузцы не любят Монфора до сих пор: табличка гласит примерно следующее: «На этом месте в 1218-ом году был убит Симон де Монфор: камень попал туда, куда надо».
От его противника, графа Раймона Шестого, осталось побольше. В здании городской больницы для бедняков, построенной именно по его приказу, сейчас находится историко-археологический музей Тулузы – «Сен Раймон». Экспозиция рассказывает и о римском периоде, и об альбигойских войнах, и об истории самого здания – одно время в нем находилась городская тюрьма.
Одной из главных достопримечательностей Тулузы, пережившей альбигойские войны без всяких повреждений, является собор святого Сатурнина – Сен-Сермен. Святой Сатурнин равно почитается и католиками и православными – это христианский проповедник III века, который стал первым здешним епископом. Базилика Сен-Сермен - мощное сооружение в романском стиле, больше похожее на укрепленный замок, чем на крепость: тогда строили на совесть, с тем, чтобы в случае войны в церкви вполне можно было не просто отсидеться, но и длительное время держать оборону.
Сен-Сермен - одна из так называемых «паломнических» храмов. Через юг Франции вело несколько паломнических путей к монастырю Сантьяго-де-Компостела в Испании – и в городах, стоящих на пути паломников, ставили вот такие укрепленные романские базилики, чтобы пилигримы могли обрести там приют и защиту. Сейчас храм в основном работает как музей, богослужения там проводятся только раз в неделю.
Сохранился еще один паломнический приют – бенедиктинский монастырь X века.
Еще одна «визитная карточка» Тулузы – это «Церковь якобитов», то есть доминиканцев. Эта готическая церковь была построена уже по окончании войны – в начале XIV века. Тут был доминиканский монастырь, центр инквизиции. На протяжении веков именно эта церковь была кафедральным собором города, и только в XIX веке, после Французской Революции, начала использоваться в качестве артиллерийского склада. Сейчас церковь не действует, тут находится музей, проводятся выставки и концерты. Однако паломники непременно заходят и сюда, потому что тут похоронен величайший католический богослов и философ средневековья – Фома Аквинский. Почти все современное католическое богословие строиться именно на его постулатах, его произведения до сих пор обязательно изучают во всех католических семинариях.
Есть в Тулузе и еще одно место, которое вполне можно назвать «колыбелью» доминиканского ордена.
Святой Доминик был не из Тулузы. Он вообще не француз - он из знатного испанского рода, жил в Кастилии и делал там вполне успешную духовную карьеру. Но во время одного дипломатического путешествия, ему довелось проехать через французские земли. Доминик был так потрясен масштабами распространения ереси в этих местах, что бросил все и остался тут проповедовать. Он ходил босиком и питался подаянием, потому что резонно считал, что только в этом случае к нему прислушаются простые люди – ведь катарам верили еще и потому, что те честно пытались соблюдать бедность.
В Тулузе сохранился так называемый «Дом братьев-проповедников» - именно так назывался основанный Домиником орден. Это дом местного горожанина Пейре Селиа – он стал монахом и отдал Доминику свой дом.
Кстати, инквизиция появилась только через несколько лет после смерти основателя ордена. Первоначальной ее задачей было вовсе не преследование еретиков, но наоборот – стремление уберечь от преследователей невиновных. Симон де Монфор убивал всех заподозренных в ереси без суда и следствия – а инквизиция ставила целью разобраться, и именно она ввела настоящие судебные процессы, со сбором улик и возможностью оправдаться.
По иронии судьбы, в Тулузе сохранился еще один дом – дом одного из немногих катаров XII века, которых мы точно знаем по имени. Это был вполне уважаемый пожилой горожанин Пейре Маран. Он был осужден за ересь задолго до появления в этих местах инквизиции – в 1178 году. Его приговорили к публичному покаянию, бичеванию и паломничеству в Иерусалим, но после смерти он был похоронен на христианском кладбище, как честный католик.
Так что Тулуза, хоть и является совершенно современным динамичным городом, продолжает хранить свою древнюю память. Сюда едут и католики, чтобы поклониться своим святыням, и современные поклонники катар – чтобы увидеть места своей «боевой славы», и историки, интересующиеся этим периодом, и просто туристы, которые хотят окунуться в таинственную атмосферу XII века.